Киевские трамваи: как было и как стало

Оригинал взят у  в Киевские трамваи: как было и как стало


Эти фото с сайта «Памяти киевских трамваев» достаточно известны в сети, регулярно перепечатываются в блогах. Снимки сделаны тремя фанатами электротранспорта с Запада — в 1950, 1976-78 и 1985 годах. В мае 2012-го «Историческая Правда» сфотографировала те же места из того же ракурса.
Трамвай создает совершенно новый вид городского ландшафта. Трудно поверить, но столичный фуникулер, без которого днепровские склоны уже не представить, сначала был всего лишь частью трамвайного маршрута № 15. Даже талон отдельный не надо было покупать — просто пересел на Боричевом Току — и все.
Так случилось, что киевская власть трамвай не полюбила. В мегаполисы, где от трамвая отказались давно, он возвращается. Лондон, Париж, Новый Орлеан, Афины, Торонто, Миннеаполис, Милан, Прага, Женева … А в Киеве трамвайных рельсов становится все меньше. Их снимают, чтобы освободить улицы двигателям внутреннего сгорания.
Очевидно, это объективный процесс. Но каждый, кто ездил в звонком трамвае, имеет право на ностальгию. Кстати, эти цветные фотки ценны не только с точки зрения упадка столичного электротранспорта. Непостановочные кадры западных «трамваефилов» показывают нам обычную уличную жизнь Киева и киевлян. Некоторые места уже и узнать невозможно — так стремительно растет и меняется город. И это не хорошо и не плохо, это просто исторический факт :)

1959 год. Начало улицы Саксаганского. Вдали строится цирк на площади Победы, на месте Евбаза. Трамвай № 9, маршрут «Красная площадь — Сталинка» (Контрактовая — Голосеевская). Позже пути отсюда заберут на Жилянскую, линию сократят до Московской, а в 1996-м девятку ликвидируют как класс.


1959. Контрактовая площадь, еще без метро. Трамваи № 12 и 13. 12-ка до сих пор ходит с Подола через лес в Пущу-Водицу (эта лесная колея упоминается в «Белой гвардии» Булкагова). 13-ку суеверный Омельченко переименовал в 18-ку, этот номер еще курсирует на вокзал.



1959. Грузовой вагон на нынешней Сагайдачного в том месте, где она выходит на Почтовую площадь. Рельсы отсюда сняли в 1970-х, когда строили синюю ветку метро. Их перенесли на соседнюю братскую — временно. Они там лежат до сих пор, уже мертвы, потому что маршруты с Подола на Левый берег прикрыли в прошлом году, по случаю реконструкции моста Патона. Совсем изменилась архитектура — новые дома, новые проезды.

1959. Разворот маршрута № 1 на Софиевской, вокруг Богдана Хмельницкого. За 50 лет деревьев стало меньше, зато добавились этажа в домах.


1959. Выезд из конечной на Контрактовой (угол улиц Спасская и Межигорская). На Межигорский исчезли большие деревья. № 19 еще ходит на север, до площади Шевченко, но теперь электротранспорт стали дублировать маршрутки.


1959. Набережное шоссе. Снято с построенного в 1957-м пешеходного моста. Линия на Левый берег лежит мертвая, рельсы ржавеют в ожидании того, что будет на их месте. С одинаковых деталей остался разве что Подольский элеватор на горизонте, добавились Оболонь, Гаванский мост и недостроенный мост новой линии метро. После построения Каневского водохранилища мель пляжа на Трухановом острове исчезла под водой.



1976 год. Европейская площадь. № 16 ходил отсюда на Подол Владимирским спуском — короткая линия, и старейшая на территории бывшей Российской империи (электротрамвай поехал по ней в 1892-м).



1978 год. Угол Павловской и Дмитриевской. Осталась только ветка по Дмитриевской, на фото 2012-го года по ней едет на вокзал с Подола № 18. Дома остались те же. На противоположном тротуаре размахивает руками редактор «Исторической Правды» :)



1978. Лукьяновка. Пути слева — заезд в трамвайное депо. Сейчас они лежат только потому, что коммунальные службы их почему-то не снимают. Раритетное депо царских времен снесли и на его месте вырыли котлован под какую-то застройку, которая так и не состоялась. Осталась гигантская яма в земле.



1978. Площадь Победы, у входа в универмаг «Украина». Надпись на здании очевидно «Слава советскому народу!», Сейчас в нем — ресторан «Рога и копыта». Трамвай — уже упоминавшийся № 9. Признак времени — киоски и иномарки. Слова «круассан» и «Мицубиси» в советские времена звучали сладкой музыкой капитализма, а сейчас никто и внимания не обращает.



1985. Подол, угол Межигорской и Ярославской. За 27 лет ничего почти не изменилось, даже трамваи те же.



1985. Почтовая площадь. Часть рельсов с мертвой линии вдоль Набережного шоссе сняли, чтобы добавить полос для автотранспорта. Здесь планируется новая развязка, потому что постоянно пробки.



1985. Почтовая площадь (вид в противоположную сторону). Линия на левый берег с обрезанными рейками.



1985. Угол Руставели и Рогнединской. Флаги СССР и Союза висят напротив бывшей синагоги, где с 1955 по 1997 находился академический театр кукол.



1985. Площадь Славы, гостиница «Салют».



1985. Перекресток Толстого и Саксаганского. Трамваи заменили троллейбусы и маршрутки.



1985. Улица Толстого, возле красного корпуса КНУ, конечная № 8, который ходил с Соломенки. Линию обслуживали старые трамваи, которые имели по две кабины с обеих сторон — потому что на конечной не было кольца, вагоны просто меняли путь. Сейчас здесь — еще одна дорога для авто.



1985. Верхний Вал, неподалеку Житнего рынка. Видна надпись «Комиссионный» и трамвай № 9. Девятки уже не существует, но № 18 и 14 тут еще ходят.



1959. Вокзальная площадь. Трамваев уже давно нет. И вообще, все так изменилось, что узнать можно разве что забор вокруг площади и характерный силуэт ТЭЦ-3 справа.



1985. Перекресток Владимирской и Саксаганского. С Московской площади на вокзал поднимается № 10 — давно отменен. Но реклама «Все лучшее возвращается» с фото 2012 вселяет оптимизм :)



Фото: 1959 год — Raymond DE GROOTE Jr, 1976-78 годы — Michael TAPLIN, 1985 — Gordon STEWART.

Фото 2012 года: Дмитрий ЛАРИН.

источник


Комментарии

Популярные сообщения